А.Е. Любарев, А.Ю. Бузин, А.В. Кынев

МЕРТВЫЕ ДУШИ

Методы фальсификации итогов голосования и борьба с ними

М., 2007 – 192 с.

7.1. Применение электронных средств на российских выборах

7.2. Голосование и подсчет голосов с помощью КОИБ

7.3. Голосование и подсчет голосов с помощью КЭГ

7.4. Рекомендации по общественному контролю голосования с помощью технических средств

7. Возможности фальсификаций при электронном голосовании

7.1. Применение электронных средств на российских выборах

Развитие автоматизации российских выборов происходит главным образом в направлении создания глобальной общероссийской сетевой базы данных под названием Государственная автоматизированная система «Выборы» (ГАС «Выборы»). Она представляет собой систему управления большой базой данных, содержимое которой размещено на компьютерах, установленных в постоянно действующих избирательных комиссиях: территориальных, муниципальных образований (если они являются постоянно действующими), региональных, ЦИК РФ. Данные внутри системы ГАС «Выборы» передаются по общим каналам связи, хотя, возможно, в специальном формате. Работа системы ГАС «Выборы» регламентируется Федеральным законом «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы», различными подзаконными актами и техническими инструкциями.

ГАС «Выборы» реализует несколько функций, например, хранит списки избирателей, но основное ее предназначение – оперативное агрегирование итогов голосования и передача их от нижестоящих комиссий в вышестоящие.

Итоги голосования из протоколов участковых избирательных комиссий попадают в ГАС «Выборы», когда их вручную вводит системный администратор комиссии, непосредственно вышестоящей по отношению к участковым комиссиям. При этом исходным материалом являются бумажные экземпляры протоколов участковых комиссий. Иной порядок возможен при использовании специальных средств голосования – КОИБ и КЭГ, о которых пойдет речь ниже. В случае с КОИБ и КЭГ данные в ГАС «Выборы» могут попадать по каналам связи непосредственно из компьютеров, установленных в участковых комиссиях, или даже с переносных носителей электронной информации (например, с дискет). Тем не менее, бумажный вариант протокола участковой комиссии всегда существует.

Фальсификация данных об итогах голосования после их внесения в ГАС «Выборы» при действующем законодательстве практически невозможна. Дело в том, что по закону копии протоколов и сводных таблиц избирательных комиссий выдаются наблюдателям, а официальные данные итогов голосования по всем избирательным комиссиям публикуются. Россиян невозможно обмануть при сложении даже семизначных чисел, поскольку уровень владения арифметикой в нашей стране очень высок. Фальсификации в ГАС «Выборы» можно будет ожидать только в том случае, если будет отменена практика обнародования итогов голосования в комиссиях, начиная с территориальных и выше.

Внедрение ГАС «Выборы», по-видимому, связано не только с желанием автоматизировать трудоемкие процессы проверки контрольных соотношений и суммирования большого количества данных, составления сводных таблиц и протоколов об итогах голосования, но также и с желанием организаторов выборов оперативно получать информацию в процессе подсчета голосов. Текущие данные итогов голосования всегда можно получить из ГАС «Выборы», но их обнародование не всегда приветствуется. При этом понятно, что такие данные доставляются руководству (муниципального образования, региона, страны) в оперативном режиме. Хотя степень защиты каналов передачи информации ГАС «Выборы» действительно высока, трудно себе представить, что владеющее самыми современными системами перехвата информации ФСБ не может внедриться в ГАС «Выборы». Этому есть и некоторые устные свидетельства[1]. Владение оперативной информацией о ходе подсчета голосов может повлиять на дальнейший подсчет.

Другой формой внедрения электроники в избирательный процесс является использование при голосовании и подсчете голосов специальных технических устройств – КОИБ (Комплекс обработки избирательных бюллетеней) и КЭГ (Комплекс электронного голосования). Эти комплексы используются для проведения голосования и подсчета голосов на избирательном участке в день голосования, а также для формирования и печати протоколов участковой избирательной комиссии.

Существенное различие между КОИБ и КЭГ заключается в том, что при голосовании с помощью КОИБ используются бумажные бюллетени, на которых избиратель выражает свою волю (машина их просто считает), а при голосовании с помощью КЭГ избиратель выражает свою волю нажатием на определенное место экрана (сенсорное голосование). Таким образом, при голосовании на КОИБ принципиально возможно проверить итоги голосования с помощью пересчета бумажных бюллетеней, а при голосовании на КЭГ требуются другие методы контроля.

Использование технических средств голосования значительно упрощает работу участковой комиссии. Более того, оно делает подсчет голосов более точным. Однако оно экономически эффективно только при массовом использовании таких средств. С другой стороны, как раз при массовом использовании этих средств и наступает опасность фальсификации итогов голосования с их помощью. Дело в том, что при незначительном количестве участков, на которых используются технические средства голосования, не имеет смысла заниматься требующей очень высокой квалификации и высокой степени конфиденциальности, а следовательно, очень дорогостоящей работой по фальсификации данных в электронном приборе.

Применение КОИБ и КЭГ на российских выборах очень ограничено. По нашим данным, к настоящему времени изготовлено около трех тысяч КОИБ и пять КЭГ (с пятью терминалами для голосования в составе каждого из них)[2]. С учетом того, что КОИБ используются на участках парами, а КЭГ представляет собой комплекс из центрального прибора и терминалов, эти приборы применяются не более чем на 1,5% избирательных участков по стране. Насколько нам известно, пока производство КОИБ и КЭГ приостановлено.

Впрочем, в случае сосредоточения всех существующих КОИБ и КЭГ в одном регионе доля избирательных участков относительно всех участков региона может оказаться достаточно большой. На выборах депутатов Государственной Думы пятого созыва в Москве предполагается использовать КОИБ на 950 избирательных участках, что составляет около 30% от всех московских участков. В этом случае становятся актуальными специальные приемы контроля правильности подсчета голосов.

Применение КОИБ и КЭГ делает невозможным применение некоторых приемов фальсификации при голосовании, а тем более – при подсчете голосов.

Так, например, в КОИБ невозможно вложить сразу пачку бюллетеней, поскольку он принимает их только по одному. В КЭГ невозможны никакие фальсификации с бюллетенями, поскольку они не используются вообще. Однако возможность голосования за других лиц, в том числе и членами комиссии (при отсутствии наблюдения), остается. Подсчет голосов и формирование протоколов производится в КОИБ и в КЭГ автоматически, поэтому, если не считать фальсификаций при погашении бюллетеней и обработке списков избирателей, в данном случае неприменимы никакие описанные выше способы фальсификации при подсчете.

С другой стороны, применение технических средств допускает применение принципиально других приемов фальсификации.

7.2. Голосование и подсчет голосов с помощью КОИБ

КОИБ представляет собой прибор, который сканирует отметки в бумажных бюллетенях, распознает, за кого из претендентов подан голос, и суммирует голоса, поданные за каждого из претендентов. Если КОИБ не может распознать, за кого подан голос, то он считает бюллетень недействительным, при этом количество недействительных бюллетеней тоже суммируется. Фактически КОИБ является распознающим сканером с нехитрым арифметическим процессором для суммирования голосов.

Порядок выдачи избирательных бюллетеней при использовании КОИБ не отличается от порядка выдачи бюллетеней при обычном голосовании. Сами бюллетени также очень похожи на обычные, только содержат некоторые, не играющие роли для избирателя, но необходимые для правильного функционирования сканера технические детали. Избиратель после обычной процедуры заполнения бюллетеня кладет его в специальный лоток КОИБа тыльной стороной вверх. КОИБ сканирует бюллетень и отправляет его в специальную емкость внутри себя. Бóльшая часть объема КОИБ – это как раз отсеки для хранения бюллетеней – один основной, куда направляются бюллетени при нормальной работе КОИБ, а другой – дополнительный, для «обычного» голосования в случае неисправности КОИБ. Оба этих отсека перед началом голосования должны предъявляться и опечатываться. Они вскрываются после завершения подсчета голосов и автоматического составления протокола для упаковки бюллетеней или контрольного пересчета, либо, в случае отказа КОИБ, – для извлечения бюллетеней с целью обычного, «ручного» подсчета.

Следует отметить, что поскольку все использованные избирателями бюллетени сохраняются, постольку в принципе всегда можно проверить правильность подсчета голосов непосредственно по бюллетеням. В случае отказа всех КОИБов, находящихся в помещении для голосования, голосование продолжается в отсеки для ручного голосования, а затем производится ручной подсчет по бюллетеням из всех отсеков.

В помещении для голосования обычно работают два КОИБа, связанных между собой, один из которых является «головным», то есть на нем происходит суммирование данных с обоих КОИБов и ввод данных, которые должны вводиться вручную. При этом функционально оба КОИБа одинаковы, поэтому «головным» можно назначить любой из них.

Бюллетени досрочного голосования, находящиеся в конвертах или в переносных ящиках, а также бюллетени избирателей, проголосовавших вне помещения для голосования, вводятся в КОИБ непосредственно членами участковой комиссии в помещении для голосования в день голосования.

После завершения голосования комиссия в обычном порядке производит погашение неиспользованных бюллетеней и их подсчет. Затем осуществляется подсчет данных по спискам избирателей. Полученные числа, а также число бюллетеней и открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией, вводятся в КОИБ вручную с помощью небольшой клавиатуры и контрольного дисплея. После этого протокол готов к выдаче, поскольку количество поданных за каждого претендента голосов и количество недействительных бюллетеней уже автоматически подсчитано. При формировании протокола КОИБ проверяет соблюдение контрольных соотношений и в случае их невыполнения сигнализирует об этом.

Сформированный протокол печатается на принтере, присоединяемом к «головному» КОИБ. Этот же принтер может напечатать копии протокола, которые после заверения выдаются наблюдателям. Данные протокола передаются по телефонным линиям сразу в ГАС «Выборы». Бумажная копия протокола вместе с данными протокола на дискете (которые записываются туда «головным» КОИБ) сдаются в вышестоящую комиссию.

Поскольку при голосовании с помощью КОИБ используются бумажные бюллетени, возможности фальсификации при голосовании остаются практически такими же, какие и при обычном голосовании. Так, например, при отсутствии наблюдателей, члены комиссии имеют возможность проголосовать за избирателей, которые не приняли участие в голосовании. Возможны технологии типа «карусели», выдача бюллетеней гражданам, голосующим за других избирателей. Естественно, возможно использование описанных выше технологий фальсификации при досрочном голосовании, голосовании вне помещения и по открепительным удостоверениям. При этом такие фальсификации не распознаются при подсчете, если они подкреплены подписями в списках избирателей.

Подсчет голосов КОИБом производится автоматически, поэтому никакие фальсификации при подсчете, о которых мы писали выше, невозможны. С другой стороны, автоматический подсчет бюллетеней производится таким образом, что наблюдатели их не видят; фактически они должны полагаться на правильность работы прибора. Понятно, что прибор, контролируемый организаторами выборов, вызывает у наблюдателей столько же доверия, сколько и сами организаторы.

Неправильный подсчет голосов будет производиться в случае, если неправильно работает сканер, неправильно распознаются отметки в бюллетене, а также если неправильно работает программное обеспечение суммирования поданных голосов. Заметим, что особенно «слабым» местом в этой системе является именно программное обеспечение для суммирования голосов, поскольку оно может быть быстро модифицировано изготовителями. Более того, зная это программное обеспечение и устройство процессора, работающего под его управлением, принципиально можно воздействовать на их работу даже в оперативном дистанционном режиме, с помощью устройств дистанционной передачи данных.

Предусматривая в законе процедуры контроля при обычном, ручном подсчете голосов, было бы естественным предусмотреть также контроль подсчета и при использовании технических средств голосования. Однако, чтобы разобраться в устройстве и работе КОИБ, требуются специальные знания, которыми владеют только специалисты. Поэтому прямой контроль подсчета голосов при использовании КОИБ невозможен. Пересчет голосов после того, как их подсчитал КОИБ, обессмысливает саму цель использования техники. В подобных случаях используют систему выборочного контроля, которая заключается в проверке случайно выбранных образцов, в данном случае – в проверке правильности подсчета голосов на случайно выбранных участках. Понятно, что такая проверка не дает стопроцентной гарантии. Но теория вероятности утверждает: для того чтобы получить, например, 70%-ную гарантию, достаточно проверить всего 5% случайно выбранных участков (конкретные цифры зависят от степени фальсификации и от количества избирательных участков, где применяются КОИБ).

Контрольный пересчет голосов предусмотрен законодательством в двух случаях. Первый – удовлетворение участковой избирательной комиссией «обоснованной жалобы, касающейся процедуры подсчета голосов». Второй случай – обязательный выборочный контрольный пересчет, если этого требует специально принятое для данных выборов Постановление ЦИК РФ.

Очевидно, что на практике первое основание не имеет никакого значения для проверки правильности работы КОИБ в случае, если сомнения возникли в связи с умышленным искажением итогов голосования: в этом случае избирательная комиссия никогда не признает жалобу «обоснованной». В соответствии с постановлением ЦИК РФ о порядке использования КОИБ, комиссия обязана признать жалобу обоснованной, если в процессе работы КОИБ случались отказы или отключалось электропитание. Однако, как говорит опыт использования КОИБов, даже в таких случаях комиссии на просьбы иногда отвечают отказом.

Что же касается обязательного выборочного контрольного пересчета, то для того, чтобы он был реализован, должно быть принято специальное постановление ЦИК РФ. Этого надо добиваться на каждых конкретных выборах, что непросто, поскольку требует обращения в ЦИК РФ и отстаивания там своей позиции. В большинстве случаев, когда применялись КОИБы, такое постановление принято не было, что, конечно, не повысило уровень доверия к использованию этой техники.

Следует отметить, что положение о возможности выборочного контрольного пересчета сформулировано в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав…» (п. 32 ст. 68) таким образом, что оно не только не предусматривает обязательности выборочного контрольного пересчета, но в определенной степени позволяет принимать оперативные меры противодействия обнаружению фальсификаций в тех участковых комиссиях, где такие фальсификации при использовании КОИБ были. По каким-то причинам предложения по введению обязательного выборочного контрольного пересчета голосов нашим законодателем упорно отвергаются.

7.3. Голосование и подсчет голосов с помощью КЭГ

КЭГ представляет собой комплекс соединенных между собой электронных устройств, состоящий из центрального компьютера (сетевой контроллер), присоединенных к нему терминалов для сенсорного голосования с устройствами печати контрольной ленты, устройств считывания информации с карточек электронного голосования, принтера. КЭГ находится в стадии разработки, а потому описанная комплектация может быть не окончательной.

Хотя в настоящее время КЭГ применяется только в экспериментальном порядке, в случае, если будет принято решение о дальнейшем развитии автоматизации голосования, она пойдет, по-видимому, в направлении совершенствования и изготовления КЭГ. Линия КОИБ, вероятно, продолжена не будет.

Процесс голосования заключается в следующем. Избиратель вместо бюллетеня получает специальную карточку со штрих-кодом. Карточка представляет собой небольшой прямоугольный кусок плотной бумаги, на который нанесен уникальный штрих-код. Перед выдачей карточки избирателю член участковой комиссии, выдающий карточку, проводит ей по устройству считывания, открывая тем самым возможность голосования по этой карточке на любом из терминалов для голосования. Избиратель, подойдя к терминалу, проводит карточкой по устройству считывания этого терминала, чем инициирует собственно процесс голосования. Терминал представляет собой устройство, главным элементом которого является сенсорный экран. С его помощью происходит выбор избирателем кандидата, избирательного объединения, за которых он голосует. На экране появляются варианты выбора, а избиратель может сделать выбор, ткнув пальцем в нужный вариант. Перед окончательным учетом выбранного варианта аппарат запросит дополнительное подтверждение.

Важным моментом является то, что выбор избирателя фиксируется на бумажной «контрольной» ленте, причем избиратель может удостовериться, что на этой ленте правильно отражена его воля[3]. Если избиратель не завершил голосование, то у председателя участковой комиссии есть возможность привести КЭГ в исходное состояние, причем делать он это должен в присутствии других членов комиссии и наблюдателей.

Результаты голосования собираются на центральном компьютере. После окончания голосования в него вводятся данные, которые подсчитываются вручную: количество неиспользованных карточек для голосования и открепительных удостоверений, данные подсчетов по спискам избирателей. При этом компьютер проверяет контрольные соотношения и сообщает результат проверки. Затем автоматически формируется протокол участковой комиссии об итогах голосования, который выдается на принтере в достаточном количестве копий.

Протокол передается в вышестоящую комиссию как в электронном, так и в бумажном виде.

Хотя при голосовании с помощью КЭГ избирательные бюллетени не используются, процедура, тем не менее, связана с выдачей избирателям других бумажных документов – карточек для голосования. Поэтому при таком голосовании также возможно голосование за других лиц. Так, по сговору с членом участковой избирательной комиссии может быть применена технология, когда гражданину выдается карточка за другого избирателя. При отсутствии добросовестных наблюдателей можно представить себе и массовое голосование членами комиссии.

Технология «карусели» становится невозможной, но можно представить себе простую «продажу» карточек, которые инициированы, но не использованы для голосования. Такая карточка может быть использована для голосования не тем лицом, который ее получил, а тем, кто ее купил.

Более того, серьезной проблемой является защищенность карточки от подделок. Карточки генерируются специальной компьютерной программой, находящейся на компьютере вышестоящей комиссии. Они изготавливаются на простой бумаге с помощью лазерного принтера. Изготовление поддельных карточек представляется задачей не более сложной, чем изготовление поддельных бюллетеней. К тому же, насколько нам известно, до сих пор не решен вопрос о том, куда попадают карточки после использования их избирателем.

Так же, как и в случае с использованием КОИБ, представляет проблему общественный контроль суммирования голосов, поданных с помощью КЭГ. Непосредственная проверка работы электронного сумматора не представляется возможной (предусмотренное тестирование не решает проблему, поскольку проводится на малом числе голосований). В отличие от случая с КОИБ, невозможен и контрольный пересчет бюллетеней, поскольку отсутствуют сами бюллетени. Однако результат голосования каждого избирателя все-таки фиксируется на некотором бумажном носителе – контрольной ленте. Если его может проверить сам избиратель, то контроль суммирования может быть произведен по результатам, зафиксированным на этой ленте. Таким образом, совокупность этих двух возможностей – возможности проверки избирателем своего выбора, зафиксированного на контрольной ленте, и возможности для наблюдателей просуммировать данные на этой ленте – позволяют осуществить проверку правильности подсчета голосов с помощью КЭГ. При этом каждая из возможностей сама по себе недостаточна для осуществления проверки.

Пока нет достаточного опыта использования КЭГ. Так, не ясны действия комиссии, если избиратель заявляет, что на ленте его голос отражен неправильно. Скорее всего, его мнение будет проигнорировано, как обычно игнорируются заявления тех, кто обнаруживает, что за них кто-то уже проголосовал. Чтобы эти возможности контроля использовались, их надо широко разъяснять и не менее тщательно контролировать, обязательно приобщая к протоколам все жалобы.

До настоящего времени упомянутые возможности контроля даже не закреплены законодательно, хотя это связано с экспериментальным режимом использования КЭГ.

7.4. Рекомендации по общественному контролю голосования с помощью технических средств

Регламент использования КОИБ и КЭГ предусматривает проведение тестового голосования непосредственно перед началом голосования избирателей. Общественным наблюдателям рекомендуется присутствовать при тестовом голосовании и проверять его результаты. Вряд ли при тестовой проверке, проводимой на малом числе голосований, обнаружатся ошибки, но важен сам факт проведения тестирования. Правильные результаты тестирования являются необходимым условием правильности работы КОИБ или КЭГ, а неправильные результаты – достаточным условием для того, чтобы отказаться от их использования на данном участке.

При использовании КОИБ следует заранее, за два–три месяца до дня голосования, обратиться в ЦИК РФ с просьбой о проведении выборочного контрольного подсчета голосов. При использовании КЭГ следует выяснить, будет ли доступна для избирателя распечатка его выбора на контрольной ленте и как будет организовано ознакомление наблюдателей с контрольной лентой.

Остаются в силе все рекомендации, связанные с противодействием фальсификациям в процессе голосования: должно вестись тщательное наблюдение за выдачей бюллетеней или карточек для голосования, за использованием бюллетеней, за списками избирателей.

Так же, как и при обычном голосовании, важную роль в обнаружении фальсификаций может сыграть заверенная копия протокола участковой комиссии; ее получение сразу после подписания всеми членами участковой комиссии является обязательным условием добросовестного общественного наблюдения.


[1] См., например, книгу Е. Трегубовой «Записки кремлевского диггера».

[2] Мы основываемся на данных по использованию КОИБ и КЭГ на предстоящих выборах; см. Постановление ЦИК РФ № 19/166-5 от 06.07.2007.

[3] Это усовершенствование было введено только в последнее время в связи с предложениями по расширению возможностей общественного контроля. Не совсем ясно, будет ли оно применяться в массовом порядке.

Титульный лист | Политика | Оглавление

Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz